Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 1 (143) Тема. Понятие об имени прилагательном как части речи

Урок 1 (143)

Тема. Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

I. Наблюдение над ролью имен прилагательных в нашем языке.

1-й вариант. Игра «Узнай, кто это».

Учитель вызывает ученика, дает ему картинку с изображением какого-либо предмета и предлагает его описать, не употребляя название предмета в своем рассказе. (Остальные учащиеся картинку не видят.) Затем описание делают два-три ученика, чтобы можно было сравнить их рассказы.

— Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть речи он особенно часто употреблял, описывая предмет, и почему? (Имя прилагательное, потому что называл признаки предмета.)

После коллективного обсуждения описания предмета учащиеся записывают 4—5 предложений, озаглавливают свой текст.

2-й вариант. Учащиеся читают в учебнике на с. 176 вопрос Почемучки и пытаются на него ответить.

Для проведения наблюдений над ролью имен прилагательных в речи используется упражнение № 468. Учащиеся убеждаются, что имена прилагательные делают нашу речь более точной, так как называют признаки предметов. Текст озаглавливают и списывают.

II.  Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте (№ 469).

—   Как отличить прилагательное от других частей речи? (Нужно поставить к слову вопрос, узнать, что оно обозначает.)

—   В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово, с которым оно связано.

—   С какой частью речи связано имя прилагательное? Как вы думаете, почему?

III.   Работа с загадкой (№ 470).

IV.  Обобщение по вопросам: 1. Что такое имя прилагательное? 2. Что оно обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. С какой частью речи связано? 5. Каким членом предложения чаще всего бывает?

V.   Игра «Будь внимателен!»

На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, размер, ширина, высота, форма, масса. Учитель показывает предметный рисунок (или называет имя существительное). Учащиеся записывают имя существительное. Затем учитель указывает на одно из слов, написанных на доске, например на цвет. Учащиеся записывают рядом с существительным подходящее по смыслу имя прилагательное вместе с вопросом. Например: шар какой? синий, круглый, лёгкий.

—   Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные? (Цвет, форму, массу.)

—   Имена прилагательные могут обозначать и качества людей. Приведите примеры таких имен прилагательных. (Аккуратный, весёлый, трудолюбивый.)

VI.  Итог урока.

—   Что вы узнали об именах прилагательных?

—   С какой целью мы в своей речи употребляем прилагательные?

VII. Домашнее задание (№ 471).

Урок 2 (144)

Тема. Связь имен прилагательных с именами существительными.

Цель: развитие умения устанавливать связь слов в предложении, уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного.

I. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

II. Разбор предложений по членам. Составление схем (№ 472).

III.  Письмо по памяти (№ 473).

—  С какой частью речи связано имя прилагательное?

IV. Упражнение в образовании имен прилагательных от имен существительных (№ 474).

V.  Запись текста под диктовку с предварительной подготовкой (№ 475).

VI.   Домашнее задание (№ 476; разобрать слова по составу).

Учитель обращает внимание на правильное употребление прилагательных в тех словосочетаниях, которые даны в упражнении. При этом раскрывается смысл прилагательных: соседний дом — дом, расположенный рядом, по соседству; соседская кошка — кошка соседа и т. д.

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 1:26 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*