Дети 7-10 лет                 Подростки

Имя прилагательное (20 уроков)

(20 уроков)

Задачи изучения темы «Имя прилагательное»:

1)     развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; расширение знаний школьников об окружающей действительности; развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;

2)     формирование грамматического понятия «имя прилагательное». В III классе учащиеся обобщают свои наблюдения над конкретными именами прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус и т. д., выделяют показатели, характерные для имени прилагательного как части речи: обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменяется по родам и числам, в предложении чаще всего бывает второстепенным членом и поясняет имя существительное;

3)     формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных.

Все три задачи решаются в единстве. При определении методики изучения имен прилагательных учитывается прежде всего их следующая особенность: и по лексическому значению, и по грамматическим признакам имена прилагательные связаны с именами существительными. Поэтому важно подвести учащихся к пониманию этой связи. Сущность зависимости имени прилагательного от имени существительного учащиеся познают постепенно. Вначале усваивают смысловую зависимость: прилагательное обозначает признак предмета (не признак как нечто самостоятельное, а признак определенного предмета; этим имена прилагательные отличаются от существительных, которые обозначают качество безотносительно к предмету: смелость, доброта).

Понимание грамматической зависимости прилагательного от существительного требует внимания к окончанию, поскольку окончание является грамматическим средством выражения связи слов. Учащиеся наблюдают за изменением числа и рода имени прилагательного в зависимости от числа и рода имени существительного. При этом в слове изменяется одна его часть — окончание, которое выступает как показатель определенного числа и рода. Необходимо, чтобы третьеклассники хорошо усвоили, что имя прилагательное изменяется по родам и числам (имя существительное изменяется по числам, а род постоянен).

Вторым условием, способствующим эффективности усвоения знаний об именах прилагательных, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами, ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и в переносном значении. В связи с этим целесообразно проведение лексико-стилистических упражнений, воспитывающих внимательное отношение к слову, точному употреблению его в речи.

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 1:34 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*