Дети 7-10 лет                 Подростки

II четверть (42 УРОКА). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (14 уроков)

Формирование у школьников навыков правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в корне опирается, во-первых, на умение различать парные звонкие и глухие согласные, во-вторых, на знание того, что перед гласными звуками согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, в-третьих, на знание того, что формы слов, а также корни в родственных словах пишутся одинаково независимо от произношения (морозить — мороз — заморозки, морковный — морковь — морковка). Указанные знания необходимы для того, чтобы учащиеся осознали сущность проверки и правильно подбирали проверочные слова.

Практика обучения убеждает в том, что в III классе целесообразно одновременно работать над правописанием парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Такой подход обусловлен тем, что сущность проверки парных звонких и глухих согласных не зависит от того, где стоит гласный звук: в середине слова или в конце. Так, например, написание слов дуб, дубки можно в равной степени проверить словами: дубы, дубок, дубовый, т. е. изменяя форму слова и подбирая однокоренные слова. Важно, чтобы учащиеся осознали основное: проверочным может быть слово, в котором после согласного стоит гласный звук или звук н; в качестве проверочного слова можно использовать однокоренное слово (скользить — скользкий) или форму одного и того же слова (шкафы — шкаф). Поскольку проверка предшествует написанию слова, проверочное слово нужно писать перед проверяемым.

Более трудным оказывается для учащихся написание слов с мягкими согласными на конце (бровь, площадь, кровь и др.). Это следует помнить при подборе материала для упражнений. Затрудняет учащихся также написание имен прилагательных с парными звонкими и глухими согласными в середине слова (робкий, узкий, мягкий, вязкий, лёгкий, жидкий, шаткий, гладкий и др.). Целесообразно выделить группу таких слов и научить школьников правильно подбирать к ним проверочные слова. В отдельную группу выделяются также слова типа варежка, фуражка, крышка, пряжка, стружка.

Из практики известно, что учащиеся в процессе изучения данной темы начинают допускать ошибки в словах, написание которых не расходится с произношением (чашка, шкаф и др.). Подобные ошибки можно предупредить, если наряду со словами, в которых написание расходится с произношением, включать в упражнение слова, написание которых соответствует произношению (герб, серп, плуг, сук, гибкий, крепкий и др.).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 11:31 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*