Дети 7-10 лет                 Подростки

Глагол

1. Формирование грамматического понятия «глагол».

При формировании понятия «глагол» используются глаголы, разнообразные по своему лексическому значению: обозначающие  состояние предмета (спать, болеть, думать), проявление качества предмета (чернеть, белеть, желтеть, краснеть), отношение между предметами (любить, уважать, гордиться) и т. д. Необходимо подвести школьников к осознанию общего между всеми этими словами (обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что делают? что делал? что сделал? и др.).

В III классе учащиеся знакомятся с изменением глаголов по числам, временам и родам (в прошедшем времени). Возникает необходимость практически познакомить школьников и с видами глаголов (без термина). Дело в том, что если ученик не отличает глаголов, отвечающих на вопрос что делать?, от глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?, то он не может правильно образовать временные формы глаголов. Как известно, глаголы несовершенного вида имеют все три временные формы (настоящее время, прошедшее и будущее сложное: читаю, читал, буду читать)] глаголы совершенного вида имеют только форму прошедшего времени и будущего простого (прочитал, прочитаю).

Наблюдение над совершенным и несовершенным видом глагола имеет большое перфективное значение: создается основа знаний, которые будут использоваться учащимися в дальнейшем для распознавания спряжения глагола. Такие глаголы, как решать, бросать, приготовлять, выполнять, относятся к I спряжению, а глаголы совершенного вида решить, бросить, приготовить, выполнить относятся ко II спряжению.

Кроме того, понимание (хотя и в элементарной форме) видовых различий глагола оказывает положительное влияние на точность употребления глаголов в речи, а следовательно, и точность выражения мысли. Например, глаголы толкнуть, сверкнуть, прыгнуть указывают на краткость действия, глаголы толкать, сверкать, прыгать — на длительность, повторяемость действия, глагол написать указывает на законченность действия, в отличие от глагола писать, который этого указания не содержит.

2. Обогащение речи учащихся глаголами, развитие умения точно употреблять глаголы в речи.

В целях реализации этой задачи продолжается наблюдение над употреблением глаголов в речи, в том числе и глаголов, близких и противоположных по смыслу. (См.: Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка — М., 1981). Школьники учатся различать смысловые оттенки глаголов-синонимов. Например, глаголы бросать, кидать, метать, швырять объединены общим значением: быстро, резким движением перемещать куда-нибудь какой-либо предмет. Из всех этих слов наиболее употребительно слово бросать. Кидать имеет то же значение, но употребляется чаще в разговорной речи. Швырять указывает на оттенок раздражения или небрежности при совершении действия, чего нет в слове бросать. (См.: Клюева В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. — М., 1961. — С. 30).

Итак, программа предлагает в III классе углубить знания учащихся о глаголе как части речи, научить школьников изменять глаголы по числам и временам, развивать умение точно употреблять глаголы в речи. Одновременно предполагается продолжение работы над формированием навыка правописания гласных и согласных в корнях глаголов и в приставках, а также формирование умения правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени (солнце осветило и т. п.). Работа над правописанием личных окончаний глаголов в III классе не проводится (учитель должен предупреждать написание безударных гласных в личных окончаниях и суффиксах глаголов, например: защищает, смотрит, услышал, начал).

Смотрите также:

Опубликовано 04 Июл 2012 в 7:33 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*