Дети 7-10 лет                 Подростки

Части речи(6 уроков)

Каждая часть речи характеризуется обобщенным лексическим значением, морфологическими свойствами (например, род, число, падеж у имен существительных) и синтаксическими особенностями. При отнесении того или иного слова к определенной части речи учитывается совокупность признаков этого слова, т. е. как его лексическое значение, так и грамматические особенности. Например, слово ходьба по значению приближается к глаголу ходить, но по своим грамматическим признакам относится к разряду имен существительных, так как подобно существительным вода, сосна это слово женского рода, изменяется по падежам, в предложении может быть распространено прилагательными (быстрая ходьба).

Принято делить части речи на самостоятельные (или знаменательные) и служебные (или незнаменательные).

Слова, которые относятся к знаменательным частям речи, имеют лексическое и грамматическое значение, в предложении они всегда выступают каким-либо (главным или второстепенным) членом предложения. Знаменательными частями речи являются имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

К служебным частям речи относятся слова, которые имеют только грамматическое значение, но не являются членами предложения. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Междометие (ах, ох, ура, увы и т. д.) — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Например, учащиеся узнают, что имя существительное, имя прилагательное, глагол всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.

ІІІ класс представляет собой новую ступень работы над частями речи. Расширяются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, прилагательных, глаголов. Кроме того, школьники познакомятся с новыми грамматическими признаками данных частей речи: род, число и падеж у имен существительных, род, число у имен прилагательных, время и число у глаголов.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение лексического значения слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Изучение темы «Части речи» целесообразно начать с общего ознакомления со знаменательными частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом, местоимением, предлогом. Местоимение специально изучается в IV классе. Работа над предлогами проводится в связи с изучением падежей имен существительных.

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 3:15 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*