Дети 7-10 лет                 Подростки

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и в некоторых географических названиях (7 уроков)



Урок 1, урок 2, урок 3, урок 4, урок 5, урок 6, урок 7

Урок 1. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях

Цель: уточнение представлений об именах, отчествах и фамилиях людей; формирование умения писать эти слова с прописной буквы.

I.  Проверка домашнего задания и сообщение темы урока

—   Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?. Докажите, что вы правильно поставили вопрос. Найдите и прочитайте правило в учебнике.

—   Запишите слова дрозды, дожди, снежки, лисица, снегирь, цветы в два столбика: в левый — на вопрос кто?, в правый— на вопрос что?. Устно называйте проверочные слова.

—  Прочитайте вопрос Почемучки. Ответьте на него.

—  Сегодня мы будем учиться писать с большой буквы имена, отчества и фамилии.

II.   Ознакомление с правилом употребления большой буквы в именах, отчествах и фамилиях

1.  Упражнение 299.

2.  Учитель показывает хорошо оформленную книгу большого формата. (Желательно, чтобы она была знакомой детям.) Читает из книги небольшой отрывок.

—   Кто автор книги? Прочитайте фамилию автора на обложке книги.

—   Что означают буквы, которые стоят перед фамилией? Прочитаем полностью имя и отчество писателя. (Учитель говорит, что обычно полностью имя и отчество автора пишут на последней странице книги. Вызывает кого-либо из учащихся, и он читает.)

—   С какой буквы написаны имя, отчество и фамилия? Напишите. Составьте предложение с именем, отчеством и фамилией писателя.

Прочитайте правило в учебнике на с. 90.

Учитель может пояснить учащимся, что имя, отчество и фамилия — это все наименования человека. Люди очень давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать, о ком идет речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья дочь: так и говорили—Иван сын Петра (позднее Петрович). История появления фамилии очень интересна… В фамилиях находит отражение занятие человека, его местожительство, какая-либо отличительная черта и т. п. В основе многих фамилий лежит имя (Силантьев — от Силантий, Захаров — от Захар).

III. Упражнение 300

Перед записью учащиеся находят в тексте слова с безударными гласными и под руководством учителя подбирают к ним проверочные: догонит — догоняет, катит — каток, поможет — помогает, бег — подбежала, веселье — весело и др. Каждое слово четко проговаривают. После записи слов обозначают ударение, подчеркивают безударные гласные.

IV. Устная коллективная работа

—   Каких знатных людей нашей страны вы могли бы назвать? (Называют имя, отчество и фамилию.)

—   Почему их называют знатными? Какой смысл имеет это слово? (Прославили себя своим трудом, подвигом. «Знатный» — передовой, известный всем.)

V.   Итог урока

—  Что узнали на уроке? Чему учились?

VI.  Домашнее задание

Упражнение 301; повторить алфавит; из книги для чтения выписать в алфавитном порядке фамилии четырех писателей.

Урок 2. Правописание имен, отчеств и фамилий. Цель: развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и фамилиях

I. Работа с безударными гласными

1.  Учащиеся читают слова с пропущенными безударными гласными, написанные на доске (по р.ке, на м.сту, на б.регу, в л.су, на тр.ее, на п.ньке, на д.ревьях, на ств.лах, на в.твях), показывают сигнальную карточку с той буквой, которую нужно вставить. Называют проверочные слова.

2.  — Выпишите из словаря три слова, обозначающие людей. Обозначьте ударение в словах. На какой вопрос отвечают эти слова?

II.  Проверка домашнего задания

—  Фамилии каких писателей вы выписали из книги для чтения?

III. Упражнения 302, 303, 304

IV. Домашнее задание: упражнение 307

Урок 3. Составление рассказа по серии картинок. Восстановление деформированного текста

Цель: развитие умения составлять текст по серии картинок, устанавливать связь между частями текста; списывать текст, соблюдая красную строку; воспитание внимания к животным, которые попали в беду.

I. Учащиеся рассматривают картинки, которые даны в упражнении 305, и рассказывают, что изображено на каждой из них

—  Прочитайте ту часть текста, которая относится к первой картинке. Спишите» эту часть, начните с красной строки. Проверьте запись по книге (послоговое тихое чтение).

Аналогичная работа проводится с остальными частями текста.

В процессе составления рассказа по картинкам и при восстановлении деформированного текста учитель направляет внимание учащихся на структуру текста: текст состоит из частей, которые связаны между собой смысловой зависимостью (прежде всего, развитием действия).

II.  Итог урока

III.  Домашнее задание: написать текст о том, как ты относишься к животным

Урок 1урок 2, урок 3урок 4урок 5, урок 6урок 7

Смотрите также:

Опубликовано 28 Сен 2011 в 1:38 пп. Рубрика: Русский язык во втором классе.

Ваш отзыв

*

*