Урок 3 (165) Тема. Близкие и противоположные по смыслу глаголы.
I. Проверка домашнего задания.
II. Постановка цели урока. Наблюдение над ролью глаголов-синонимов в речи.
— Сегодня на уроке вы будете учиться точно употреблять глаголы. В нашем языке много глаголов, близких по смыслу. Об этих глаголах мы и будем говорить.
1. Подбор синонимов (№ 529).
Учащиеся сравнивают по смыслу слова, делают вывод: слова близки по смыслу, но каждое имеет свои смысловые оттенки. Например, слово сражаться, в отличие от слова бороться, указывает на то, что борьба была тяжелой и т. п.
2. Упражнение № 530.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что слова пробираться, проникнуть, пройти объединяются общим смысловым значением — перемещаться куда-либо. Но слово пробираться указывает, что передвижение связано с определенными трудностями, которые нужно преодолеть. Слово проникнуть, кроме этого, подчеркивает, что передвижение было скрытым, тайным. Поэтому оно подходит больше, чем другие, для первого предложения.
3. Составление предложений с глаголами-синонимами (№ 531).
III. Передача текста по опорным глаголам. Учитель читает текст:
Однажды утром Варюша открыла глаза и зажмурилась. Горячий свет бил в оконце. С крыши падали длинные капли. Орали галки. Варюша выглянула на улицу. Тёплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.
(По К. Паустовскому)
Учащиеся находят в тексте глаголы, учитель записывает словосочетания с этими глаголами. Потом учащиеся читают текст еще раз. Записывают текст по памяти, с опорой на словосочетания.
IV. Итог урока.
— Чему учились на уроке?
IV. Домашнее задание (№ 532).
Смотрите также:Опубликовано 04 Июл 2012 в 12:53 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.