Дети 7-10 лет                 Подростки

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (22 урока)

В основе навыка правописания безударных гласных в корне слова лежат знания из области фонетики, графики и словообразования. Из области фонетики и графики учащиеся должны знать, что один из слогов в слове произносится с большей силой, т. е. является ударным, гласный звук под ударением обозначается соответствующей ему буквой (водный, осень и т. д.); в безударном слоге соответствия между звуком и буквой может и не быть, например в слове вода произносится звук а, пишется буква о.

К знаниям из области словообразования, на которые опираются учащиеся при написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне, относятся понятия о корне и об однокоренных словах.

На практике фонетические и словообразовательные знания выступают в единстве. Конкретизируется это следующим образом. Учащиеся должны хорошо усвоить, что проверочное слово обладает двумя признаками: 1) это однокоренное слово с тем, которое проверяем, или то же самое, только стоит в другой форме; 2) в корне гласный звук ударный.

Итак, для формирования навыка правописания гласных в корнях слов необходимо, чтобы учащиеся быстро и безошибочно находили в слове ударный и безударный слоги, выделяли в слове корень, подбирали однокоренные слова, знали, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, и умели на письме применять это знание.

В методической литературе широко отмечается, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает расчленение процесса, который выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и строгое соблюдение последовательности их выполнения.

Операции, которые выполняет ученик при написании слова с проверяемыми безударными гласными в корне, определяются характером данной орфограммы и психологическими особенностями формирования орфографических навыков.

Прежде чем писать слово, ученику необходимо уяснить его смысл. Поэтому первая операция — выяснение смысла слова. Во-вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки. В-третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук, поскольку изучаемое правило проверки безударных гласных относится только к корню. В-четвертых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное с ударным гласным звуком в корне. В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в ударном слоге проверочного. Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.

Для формирования навыка большое значение, как известно, имеет система упражнений. В школьной практике широко применяются разнообразные виды упражнений, направленные на формирование навыка правописания безударных гласных в корне слова. Необходимо, чтобы учитель четко определял, какие умения и знания формирует каждое упражнение, в какой связи находится с другими упражнениями.

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 6:19 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*